среда, 27 мая 2015 г.

Отечества великий сын!

15 января (4-го по старому стилю) исполняется 215 или 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова - русского дипломата, поэта, драматурга, пианиста и композитора. Точный год его рождения до сих пор не установлен: то ли 1795, то ли 1790, то ли любой из годов в этом промежутке. Прямых документов нет, а те, что есть, похоже, умышленно запутаны самим поэтом. Как бы то ни было, воспользуемся этой датой, чтобы вспомнить о судьбе «одного из самых умных людей в России» (по выражению А.С. Пушкина).
Интересные факты о Грибоедове и его творчестве мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

Грибоедов получил блестящее образование. В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.
Грибоедов был редким эрудитом  и полиглотом (знал несколько европейских, турецкий, арабский, персидский, грузинский языки, а также латынь и древнегреческий). Его аналитические способности, остроумие и кругозор производили невероятное впечатление на современников. Сам Пушкин о своем тезке отзывался с нескрываемым восторгом и предельно емко: «Один из самых умных людей в России».
Грибоедов, как известно, был неплохим пианистом и сочинял музыку. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней.
Вальс ля-бемоль мажор (E-moll)
Вальс ми-минор (As-dur)
Рассказывают, что когда Александр Якубович во время дуэли прострелил Александру Грибоедову кисть левой руки, то воскликнул: «По крайней мере, перестанешь играть на фортепиано!». И хотя Грибоедов в результате лишился одного пальца, но играть все-таки не перестал.
Грибоедова часто называют «homo unius libri» – писатель одной книги. Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» — пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия».
Значительная часть произведений Грибоедова до нас просто не дошла – или дошла частично и в черновых вариантах. Даже бессмертное «Горе от ума» в том виде, в котором мы его знаем, обязано лишь энтузиазму  читателей. Ведь издано оно было спустя годы после смерти писателя - и подвергшись сильной цензуре. Знакомый со школьной парты нам текст же печатается по одной из скопированных с авторской рукописей –- именно так сначала распространялся шедевр.
О комедии «Горе от ума» П. Чаадаев писал: «Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха».
Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали – крылатое выражение из комедии «Горе от ума». Цитата в разных вариантах написания используется для передачи шутливо-иронической характеристики общественного подъема. Для франкоговорящего дворянства источник фразы был понятен. Фраза «И в воздух чепчики бросали» является аллюзией к французской идиоме, которая буквально означает «бросать свой чепчик за мельницы» (фр. «Jeter son bonnet par-dessus les moulins»), и используется для обозначения женщин, пустившихся во все тяжкие, простоволосых женщин, пренебрегающих общественным мнением.
Как об этом рассказывали сами актеры Александринского (а затем Пушкинского) театра, не было ни одного представления грибоедовской комедии «Горе от ума», во время которого хотя бы один из актеров, хотя бы однажды, не перепутал текст. И это повторялось с удивительной регулярностью из спектакля в спектакль. «Вот уж горе, – говаривали артисты, и тут же задавали риторический вопрос: – Отчего бы это?»/
Впервые так к своей жене обратился герой английского писателя XVI века Филиппа Сиднея. В поэме «Потерянный рай» Джона Мильтона Адам так обращается к Еве. В русской литературе подобное обращение к женам закрепилось с легкой руки Грибоедова. Это обращение – «дражайшая половина».
В 1820-х годах в ходе работы русского посольства в Персии за свои действия, направленные на укрепление престижа России, А.С. Грибоедов получил прозвище «сахтир», что в переводе с персидского означает «жестокое сердце».
11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года толпа из тысяч взбунтовавшихся персов перебила всех находившихся в русском посольстве. Грибоедов был убит вместе с 37 товарищами. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем.
Любопытно, но в начале XX века у зороастрийцев существовало предание о Грибоедове. В нем утверждалось, что именно они дали этой духовно одаренной личности «искусственную гениальность» для написания поэмы «Горе от ума». Но так как это состояние нельзя удержать навсегда, Грибоедов смог создать только одну бессмертную пьесу. Но и на этом легенда не кончалась... Оказывается, Грибоедов не погиб при штурме русского посольства 11 февраля 1829 года. Зороастрийцы утверждали, что убит был не Грибоедов, а другой человек (о готовившемся нападении знали заранее). Сам же Грибоедов под другим именем, никем не узнанный, долгие годы жил в Персии.
Последним годам жизни А.С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).
В начале 1920-х годов Екатерининский канал был переименован в канал Грибоедова, в память об Александре Сергеевиче Грибоедове, авторе бессмертной комедии «Горе от ума». Однако некоторые до сих пор считают этот факт не более, чем легендой, и утверждают, что каналу присвоено имя известного хозяйственника, некоего инженера К. К. Грибоедова, скончавшегося в 1922 году.


Советуем почитать:
Аринштейн, Л. М. С секундантами и без... [текст]: убийства, которые потрясли Россию: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов / Леонид Аринштейн. - Москва: Грифон, 2010. - 189, [2] с., [12] л. ил.: ил. - Библиогр. в подстроч. примеч.
Имеются экземпляры в библиотеках: 10, 01, 02, 03, 04, 13, 06, 05, ЦРБ, 11, 08, ЦДБ
А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников [Текст]. - Москва: Художественная литература, 1980. - 448с.: ил.
Имеются экземпляры в библиотеках: 04, 06, 13, 02, 05, 01, ЦРБ, 03, ЦДБ
Фомичев, С. А. Грибоедов [Текст]: энциклопедия / Сергей Фомичев. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2007. - 394 с.: ил.
Имеются экземпляры в библиотеках: 10, 11, 01, 02, 03, 06, 08, ЦДБ, ЦРБ, 05
Фомичев, С. А. Грибоедов в Петербурге [Текст] / С. А. Фомичев. - Ленинград: Лениздат, 1982. - 208 с.: ил. - (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде).
Имеются экземпляры в библиотеках: 06, ЦРБ, 10
Цимбаева, Е. Н. Грибоедов [Текст] / Екатерина Цимбаева. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Москва: Молодая гвардия, 2011. - 549, [2] с., [24] л. ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: серия биографий; вып. 1460 (1260)). - Библиогр.: с. 549-550.
Имеются экземпляры в библиотеках: 01, 13, ЦРБ, 11, 12, ЦДБ, 02, 10, 08, 04, 05, 06, 03

Комментариев нет:

Отправить комментарий