Если у вас нет времени на чтение, то нет времени (и навыков) для
письма, говорил Стивен Кинг. Для тех, кто хочет стать писателем, bit.ua
выбрал несколько самоучителей от известных мастеров слова, с наиболее
интересными и оригинальными советами и которые, помимо прочего, будут
интересны как художественные произведения.
Писатели любят делиться секретами ремесла, взглядами на литературную
деятельность, собственным опытом сочинительства. Кто-то дает лекции и
проводит творческие семинары. Так, нобелевский лауреат Иосиф Бродский с
удовольствием работал приглашенным поэтом в ряде американских и
британских университетов, где преподавал, в том числе, теорию
стихосложения, а самовлюбленный, брызжущий желчью Владимир Набоков
долгие годы добивался профессорского места в Гарварде. Не желающие
надрывать связки и разжевывать очевидное для них, встречая непонимание, а
то и безразличие слушателей, выбирают другой путь – пишут книги, где
рассказывают о принципах литературного труда, о вещах, важнейших для
становления и развития писателя, дают советы начинающим работникам пера.
Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям, как к кошкам – просто заставьте их следовать за вами.
«Прежде всего, у писателя должно быть беспокойное сердце. Писателя
должно лихорадить от волнения и восторга. Если этого нет, пусть работает
на воздухе, собирает персики или роет канавы; бог свидетель, для
здоровья эти занятия полезней».
«Читайте те книги, которые заостряют ваше восприятие цвета, формы и мирового масштаба».
«Придумайте кого-нибудь похожего, например, на вас, кто всем сердцем
чего-то хочет или не хочет. Пусть он приготовится к бегу. Потом дайте
старт. И – следом, не отставая ни на шаг. Вы и оглянуться не успеете,
как ваш герой с его великой любовью или ненавистью домчит вас до конца
рассказа».
«Старайтесь находить для себя маленькие восторги, отыскивайте
маленькие огорчения и придавайте форму тем и другим. Пробуйте их на
вкус, дайте попробовать и своей пишущей машинке».
«История любого рассказа должна, таким образом, читаться как
сообщение о погоде: сегодня холодно, завтра жарко. Сегодня во второй
половине дня подожги дом. Завтра вылей холодную воду критики на еще
тлеющие угли. Завтра будет время думать, кромсать и переписывать, но
сегодня — взорвись, разлетись осколками во все стороны, распадись на
мельчайшие частицы! Последующие шесть-семь черновиков будут настоящей
пыткой».
«Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям, как к кошкам – просто заставьте их следовать за вами».
«Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со
своими записями («как бы чего не забыть»), конечно, наберет без разбору
груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти
наблюдения перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти
всегда они будут терять свою выразительность и выглядеть чужеродными
кусками.
Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой
барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому
я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их
наблюдать. Наблюдать, так сказать, «по долгу службы», из чисто деловых
побуждений.
Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место».
Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место».
«Одна из основ писательства – хорошая память».
Комментариев нет:
Отправить комментарий