Упражнение 1
«Свободное письмо» (Питер Элбоу)
Не знаете, с чего начать? Не волнуйтесь! Скажите себе: «Я хочу
написать о...», и назовите тему. Вокруг так много интересного! Вы можете
писать о погоде, природе, друзьях, любимой собаке или кошке, о
вчерашнем футбольном матче или о новом фильме. Тема в сущности не важна.
Начинайте писать сразу и не останавливайтесь хотя бы 5, а лучше 10 или
даже 15 минут. И можете не переживать о качестве написанного: в этом
упражнении главное - сам процесс письма. Никаких условий и никаких
условностей!
Постарайтесь не останавливаться, не перечитывать написанное, не
заботьтесь о стройности сюжета или о том, что в процессе написания
изменилась тема. Просто пишите! Питер Элбоу называет это «private
writing», то есть писание не для других, а для себя, чтобы потом
самостоятельно оценить собственные слова и мысли. Действительно, пока мы
пишем, самопроизвольно возникают какие-то идеи, и на бумаге появляются
совершенно неожиданные фразы.
Один из вариантов свободного письма - медитативное письмо.
Просто включите музыку и пишите о том, что вам навевает мелодия.
Впоследствии из «потока сознания» можно выбрать мысли по теме и на их
основе составить черновик.
Советы великих
«Жорж Санд ежедневно писала до одиннадцати часов вечера, и если
в половине одиннадцатого она заканчивала роман, то тут же брала чистый
лист бумаги и начинала новый. Писала свои романы, словно штопала
чулки... Дисциплина труда вырабатывается постепенно и окончательно
закрепляется в период зрелости писателя, когда он успевает убедиться,
что шедевры возникают не по милости счастливого случая, а благодаря
терпению и упорству. Каждое выдающееся произведение литературы замыкает
собой длинную цепь преодоленных трудностей. Но что же, однако, делать,
если в назначенный для творчества час не приходит ни одна мысль, если
нет ни сил, ни желания работать? «Сидеть», - отвечает Метерлинк, и он
неизменно отсиживал за письменным столом свои три утренних часа, пусть
даже не делая ничего, только покуривая трубку. «А я, - мог бы про себя
сказать Теофиль Готье, - сажусь, беру лист чистой бумаги и набрасываю на
нее первую фразу. Во фразах моих я уверен: каждая из них, как кошка,
упадет на все четыре лапы, а вслед за первой пойдут и другие».
Ян Парандовский
«Алхимия слова»
Придумать начало для многих и есть самое сложное. Можно решить
эту проблему двумя способами: либо не задумываться о первой фразе и
сразу начать писать с того момента, который не вызывает затруднений,
тогда логика текста сама подскажет, с чего начинать; либо научиться
технологично конструировать зачины.
Советы великих
«Иногда первая фраза просто хороша сама по себе и долго живет в
памяти писателя невостребованной: ее не к чему приспособить. Постепенно
звучание ее расширяется, она обрастает дополнительным смыслом,
возникает паутина ассоциаций, из которых постепенно прорисовывается
контур рассказа, созвучного этой фразе. В такой ситуации первую фразу
можно уподобить паровозу, вытягивающему из темного тоннеля поезд
рассказа. (Подобный вариант создания рассказа родствен рождению стихов,
методу поэтическому, эмоционально-ассоциативному, когда один оборот,
одна строка вызывает за собой к жизни последующие строфы)».
М. Веллер
«Технология рассказа»
Упражнение 2
«Елочка»
(Г.С. Альтшуллер (псевдоним - Г.Альтов) и П. Амнуэль)
Для работы нужен напарник, который будет следить за временем
(или часы с таймером, звуком, отмечающие запланированные отрезки).
Продолжительность упражнения - не более пяти минут. Слева примерно
посредине листа запишите слово-тему - существительное в именительном
падеже. В течение первого промежутка времени (оптимально 30-40 секунд,
главное - не дольше минуты) запишите в столбик правее темы столько
слов-ассоциаций, сколько успеете. Ассоциации отражают взаимные связи
между объектами и событиями, но если эти связи начать логически
обосновывать, они потеряют спонтанность и непосредственность. Когда
времени на обдумывание не хватает, сознание не успевает, и включается
подсознание, выдавая порой весьма причудливые и фантастические
сочетания.
По сигналу выбирайте одно слово в столбике и выписывайте
ассоциации уже к нему. По следующему сигналу снова выбирайте слово, на
этот раз из второй колонки, и выписывайте третий столбик ассоциаций.
Повторять слова нельзя! К концу упражнения у вас должна получиться
горизонтальная «елочка», примерно такая (cм. схему).
С набором этих слов можно приступать к следующему заданию.
Советы великих
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...»
А. Ахматова
Упражнение 3
Бином фантазии (Джанни Родари)
Из слов «елочки» составьте произвольные пары. Например: «письмо
- чтение», «почтальон - волшебство», «известие - желание», «интернет -
грамотность».
Придумайте и запишите максимально возможное количество
вариантов их сочетаний: «интернет и грамотность»,
«интернет-грамотность», «грамотность интернета», «интернет грамотности»,
«интернет против грамотности», «грамотность против интернета»,
«грамотность за интернет», «интернет за грамотность», «грамотность для
интернета», «интернет для грамотности», «грамотность из интернета»,
«грамотность в интернете», «о грамотности в интернете», «грамотность как
интернет», «интернет как грамотность», «грамотность по интернету»,
«грамотностью по интернету», «интернетом по грамотности», «интернетом и
грамотностью», «интернет - грамотности», «грамотность - интернету», «об
интернете с грамотностью», «из интернета с грамотностью», «от
грамотности до интернета», «ни интернета, ни грамотности» и т. п.
Попробуйте эти словосочетания «на вкус». Произнесите их вслух. Некоторые
явно вызовут в памяти аналогичные примеры: «огнем и мечом», «из России с
любовью», «автопробегом по бездорожью», «лучшее - детям», «полцарства
за коня», «чужой против хищника». Вы можете воспользоваться этими
аналогиями, а можете их избегать. Представьте, что заключено в
получившихся словосочетаниях, что это может быть, как такое возможно?
Расширьте бинарные словосочетания до распространенных
предложений, отвечая на уточняющие вопросы. В паре «интернет и
грамотность» понятия сопоставимы, логически связаны, противопоставлены,
взаимно исключают друг друга? Можно ли получить грамотность из
интернета? Нужна ли грамотность для интернета? Встречается ли в
интернете грамотность?
Посмотрите, да у вас уже есть целый ворох зачинов!
Упражнение 4
«Глаголом жги!»
Продолжим работу с составленной фразой «Встречается ли в
интернете грамотность?». Для придания тексту динамики попробуйте
подобрать ряд глаголов, описывающих процессы, происходившие в прошлом,
происходящие в настоящем и возможные в будущем. Нельзя повторять слова и
использовать инфинитивы. Каждому времени уделите 1-2 минуты. Выпишите
цепочку глаголов:
прошедшее: появился ® удивил ® пробовали ® воспользовались ® превратились;
настоящее: применяют ® получается ® становится ® снижается ® пугает ® интересует;
будущее: вырастет ® приведет ® обеспечит ® усилится ® станет.
Подбирая глаголы, вы можете почувствовать скрытую логику, ее
подскажет вам ваше подсознание. Составьте и запишите предложения с
подобранными словами. Их можно выбирать в произвольном порядке, дополняя
глаголами в повелительном наклонении или в неопределенной форме (что
проще) или строго придерживаться последовательности (это сложнее). Можно
воспользоваться одним из заголовков, составленных в предыдущем
упражнении.
Советы великих
«Глагол - энергия речи. Употребляйте поменьше прилагательных, побольше глаголов. Хотя, в общем-то, это личное дело каждого».
С. Снегов
Комментариев нет:
Отправить комментарий