Упражнение 1
«Свободное письмо» (Питер Элбоу)
    Не знаете, с чего начать? Не волнуйтесь! Скажите себе: «Я хочу 
написать о...», и назовите тему. Вокруг так много интересного! Вы можете
 писать о погоде, природе, друзьях, любимой собаке или кошке, о 
вчерашнем футбольном матче или о новом фильме. Тема в сущности не важна.
 Начинайте писать сразу и не останавливайтесь хотя бы 5, а лучше 10 или 
даже 15 минут. И можете не переживать о качестве написанного: в этом 
упражнении главное - сам процесс письма. Никаких условий и никаких 
условностей!
    Постарайтесь не останавливаться, не перечитывать написанное, не
 заботьтесь о стройности сюжета или о том, что в процессе написания 
изменилась тема. Просто пишите! Питер Элбоу называет это «private 
writing», то есть писание не для других, а для себя, чтобы потом 
самостоятельно оценить собственные слова и мысли. Действительно, пока мы
 пишем, самопроизвольно возникают какие-то идеи, и на бумаге появляются 
совершенно неожиданные фразы.
     Один из вариантов свободного письма - медитативное письмо. 
Просто включите музыку и пишите о том, что вам навевает мелодия. 
Впоследствии из «потока сознания» можно выбрать мысли по теме и на их 
основе составить черновик.
    Советы великих
«Жорж Санд ежедневно писала до одиннадцати часов вечера, и если
 в половине одиннадцатого она заканчивала роман, то тут же брала чистый 
лист бумаги и начинала новый. Писала свои романы, словно штопала 
чулки... Дисциплина труда вырабатывается постепенно и окончательно 
закрепляется в период зрелости писателя, когда он успевает убедиться, 
что шедевры возникают не по милости счастливого случая, а благодаря 
терпению и упорству. Каждое выдающееся произведение литературы замыкает 
собой длинную цепь преодоленных трудностей. Но что же, однако, делать, 
если в назначенный для творчества час не приходит ни одна мысль, если 
нет ни сил, ни желания работать? «Сидеть», - отвечает Метерлинк, и он 
неизменно отсиживал за письменным столом свои три утренних часа, пусть 
даже не делая ничего, только покуривая трубку. «А я, - мог бы про себя 
сказать Теофиль Готье, - сажусь, беру лист чистой бумаги и набрасываю на
 нее первую фразу. Во фразах моих я уверен: каждая из них, как кошка, 
упадет на все четыре лапы, а вслед за первой пойдут и другие».
Ян Парандовский
«Алхимия слова»
Придумать начало для многих и есть самое сложное. Можно решить 
эту проблему двумя способами: либо не задумываться о первой фразе и 
сразу начать писать с того момента, который не вызывает затруднений, 
тогда логика текста сама подскажет, с чего начинать; либо научиться 
технологично конструировать зачины.
Советы великих
«Иногда первая фраза просто хороша сама по себе и долго живет в
 памяти писателя невостребованной: ее не к чему приспособить. Постепенно
 звучание ее расширяется, она обрастает дополнительным смыслом, 
возникает паутина ассоциаций, из которых постепенно прорисовывается 
контур рассказа, созвучного этой фразе. В такой ситуации первую фразу 
можно уподобить паровозу, вытягивающему из темного тоннеля поезд 
рассказа. (Подобный вариант создания рассказа родствен рождению стихов, 
методу поэтическому, эмоционально-ассоциативному, когда один оборот, 
одна строка вызывает за собой к жизни последующие строфы)».
М. Веллер
«Технология рассказа»
Упражнение 2
«Елочка»
(Г.С. Альтшуллер (псевдоним - Г.Альтов) и П. Амнуэль)
Для работы нужен напарник, который будет следить за временем 
(или часы с таймером, звуком, отмечающие запланированные отрезки). 
Продолжительность упражнения - не более пяти минут. Слева примерно 
посредине листа запишите слово-тему - существительное в именительном 
падеже. В течение первого промежутка времени (оптимально 30-40 секунд, 
главное - не дольше минуты) запишите в столбик правее темы столько 
слов-ассоциаций, сколько успеете. Ассоциации отражают взаимные связи 
между объектами и событиями, но если эти связи начать логически 
обосновывать, они потеряют спонтанность и непосредственность. Когда 
времени на обдумывание не хватает, сознание не успевает, и включается 
подсознание, выдавая порой весьма причудливые и фантастические 
сочетания.
По сигналу выбирайте одно слово в столбике и выписывайте 
ассоциации уже к нему. По следующему сигналу снова выбирайте слово, на 
этот раз из второй колонки, и выписывайте третий столбик ассоциаций. 
Повторять слова нельзя! К концу упражнения у вас должна получиться 
горизонтальная «елочка», примерно такая (cм. схему).
С набором этих слов можно приступать к следующему заданию.
Советы великих
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...»
А. Ахматова
Упражнение 3
Бином фантазии (Джанни Родари)
Из слов «елочки» составьте произвольные пары. Например: «письмо
 - чтение», «почтальон - волшебство», «известие - желание», «интернет - 
грамотность».
    Придумайте и запишите максимально возможное количество 
вариантов их сочетаний: «интернет и грамотность», 
«интернет-грамотность», «грамотность интернета», «интернет грамотности»,
 «интернет против грамотности», «грамотность против интернета», 
«грамотность за интернет», «интернет за грамотность», «грамотность для 
интернета», «интернет для грамотности», «грамотность из интернета», 
«грамотность в интернете», «о грамотности в интернете», «грамотность как
 интернет», «интернет как грамотность», «грамотность по интернету», 
«грамотностью по интернету», «интернетом по грамотности», «интернетом и 
грамотностью», «интернет - грамотности», «грамотность - интернету», «об 
интернете с грамотностью», «из интернета с грамотностью», «от 
грамотности до интернета», «ни интернета, ни грамотности» и т. п.   
Попробуйте эти словосочетания «на вкус». Произнесите их вслух. Некоторые
 явно вызовут в памяти аналогичные примеры: «огнем и мечом», «из России с
 любовью», «автопробегом по бездорожью», «лучшее - детям», «полцарства 
за коня», «чужой против хищника». Вы можете воспользоваться этими 
аналогиями, а можете их избегать. Представьте, что заключено в 
получившихся словосочетаниях, что это может быть, как такое возможно?
    Расширьте бинарные словосочетания до распространенных 
предложений, отвечая на уточняющие вопросы. В паре «интернет и 
грамотность» понятия сопоставимы, логически связаны, противопоставлены, 
взаимно исключают друг друга? Можно ли получить грамотность из 
интернета? Нужна ли грамотность для интернета? Встречается ли в 
интернете грамотность?
Посмотрите, да у вас уже есть целый ворох зачинов!
Упражнение 4
«Глаголом жги!»
    Продолжим работу с составленной фразой «Встречается ли в 
интернете грамотность?». Для придания тексту динамики попробуйте 
подобрать ряд глаголов, описывающих процессы, происходившие в прошлом, 
происходящие в настоящем и возможные в будущем. Нельзя повторять слова и
 использовать инфинитивы.    Каждому времени уделите 1-2 минуты. Выпишите 
цепочку глаголов:
прошедшее: появился ® удивил ® пробовали ® воспользовались ® превратились;
настоящее: применяют ® получается ® становится ® снижается ® пугает ® интересует;
будущее: вырастет ® приведет ® обеспечит ® усилится ® станет.
     Подбирая глаголы, вы можете почувствовать скрытую логику, ее 
подскажет вам ваше подсознание. Составьте и запишите предложения с 
подобранными словами. Их можно выбирать в произвольном порядке, дополняя
 глаголами в повелительном наклонении или в неопределенной форме (что 
проще) или строго придерживаться последовательности (это сложнее). Можно
 воспользоваться одним из заголовков, составленных в предыдущем 
упражнении.
    Советы великих
«Глагол - энергия речи. Употребляйте поменьше прилагательных, побольше глаголов. Хотя, в общем-то, это личное дело каждого».
С. Снегов
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий