Как
начать писать, прокачать свой стиль, сделать тексты легкими и приятными для
прочтения? Шесть советов от известных писателей помогут всем начинающим
авторам.
В интервью успешных писателей можно найти
много интересного: они рассказывают, как проходит ежедневный труд, какие
привычки полезны, а какие портят стиль и карьеру. Эти советы накапливаются и
превращаются в практическое руководство для начинающих авторов. Если вы
решили попробовать свои силы в литературе, то шесть советов и правил от
известных писателей помогут вам начать.
1. Лучший способ преодолеть «препятствие пустой
страницы»
Я пишу,
потому что слова просто выходят из меня, и мне за это ещё и платят.
Иногда я описываю свой труд так: это как переспать с красивой женщиной,
которая после этого достает кошелек и платит мне за это. Мне нравится. Чарльз
Буковски
В отличие от
Чарльза Буковски, для большинства авторов, написание — это серьезный труд. Оно
забирает много мысленной энергии, заставляет напрягать свою рабочую память и
иногда даже вызывает чувство уязвимости, когда вы пытаетесь быть честным в
своей работе.
Заставить себя писать и так трудно, но если
к этому ещё добавляется страх, что вам придется представить свою работу на суд
мировой общественности, это может поставить крест на карьере писателя — вы
просто никогда не начнете.
Чтобы
перебороть в себе эти чувства, можно сделать следующее: разрешить себе
писать плохо и просто начать.
Энн Лэмот, автор книги «Bird by Bird»,
написала целый очерк о том, почему авторы должны начинать с ужасных черновиков.
Энн рассказала, что знает много
замечательных писателей, чьи книги пользуются большим спросом. И все они не
испытывают постоянно энтузиазма и не всегда готовы с радостью писать. Кроме
того, их черновики не отличаются особой плавностью речи.
Зная это, гораздо легче начать. Просто
начните писать, и не важно, насколько плохо у вас получается. Первые мысли
могут вылиться на бумагу кое-как, коряво и неблагозвучно, но может быть это и
хорошо? По-крайней мере, многие авторы начинают свой путь к успеху именно с
этого.
2. Не используйте клише
Клише — это застывшие формы, избитые
выражения, которые часто применяются в литературе. Дополняя свое произведение
(часто, неосознанно) клише, вы не взволнуете читателя, не заставите его
задуматься, ведь он тоже сотни раз слышал и читал эти фразы.
Конечно, мы
сами часто слышим устойчивые выражения и повторяющиеся фразы, как «подавляющее
большинство», «стоит отметить», «на сегодняшний день» и другие подобные
конструкции, поэтому они просто откладываются в голове и позже выливаются на
бумагу почти без вашего участия.
Это сильно влияет на сам способ чтения: чем
больше знакомых терминов и мыслей мы встречаем в книге, тем чаще перескакиваем
через них. В итоге чтение становится неинтересным.
Лучший способ избавиться от клише —
объяснять знакомые понятия разными фразами. Главное, найти золотую середину
между запутанным языком, в котором ваши читатели ничего не разберут, и слишком
простым и банальным выражением идей.
Другими словами, у ваших читателей должна
возникнуть мысль, что они получают что-то новое, но, в то же время, вызывающее
доверие.
3.Пишите так, как разговариваете
Только написание, а не мечты об этом,
формируют наш собственный стиль. П.Д. Джеймс
Американский
писатель и сценарист Элмор Леонард говорил о первостепенном значении читателя,
а не пособий и уроков по написанию «правильного» текста. Никогда не ставьте
«хрестоматийное» написание выше, чем интерес читателя и способность захватить
его внимание.
Если это звучит, как написанное, я
переписываю заново. Элмор Леонард
Писать так,
как вы говорите, труднее, чем кажется, но в итоге текст получается проще и
понятнее, без заезженных фраз и витиеватых оборотов. Чтобы понять, можете ли вы
так говорить, можно сделать следующее:
Представьте, что перед вами сидит
собеседник, и пишите так, как будто вы с ним разговариваете.
4. Используйте короткие слова, предложения и параграфы
Вы можете использовать длинные предложения
в разговоре, но когда вы пишете, старайтесь употреблять их реже. Написав текст,
вы всегда можете сократить предложения, разбить их и убрать ненужные обороты.
«Отец
рекламы» и успешный копирайтер Дэвид Огилви советовал:
Используйте
короткие слова, предложения и параграфы. Никогда не пишите больше двух страниц
об одном предмете.
Это в большей степени касается не
редактирования, а простоты изложения. Подавайте информацию как можно короче и
проще, используя короткие слова.
Помните, что
два великих мастера, Уильям Шекспир и Джеймс Джойс, писали по-детски простые
предложения с глубоким смыслом. «Быть или не быть?», – спрашивает Гамлет. Самое
длинное слово в этой фразе из четырех букв. Курт Воннегут (американский
писатель-сатирик)
5. Пытайтесь писать меньше, а не больше
Теперь мы
подошли к редактированию. Когда вы уже почувствовали себя комфортно, начали
писать и создали свой первый черновик, наступает время редактирования. И очень
скоро вы понимаете, что этот процесс занимает едва ли не больше времени, чем
само написание.
Хорошо, если у вас есть кто-то, чтобы
прочитать вашу работу, или вы можете сами прочитать её вслух — так лучше видно
все ошибки и промахи.
Во время
редактирования важно отстраниться от написания и оценить свой текст объективно,
как строгий редактор. Обратите внимание, насколько ясно вы выражаете мысли,
есть ли у вас длинные слова, запутанные предложения и ненужные уточнения.
Курт
Воннегут использовал для редактирования отличное правило:
Каким бы
красивым ни казалось вам предложение, если в нем нет ничего нового или
полезного — сотрите его.
6. Продолжайте писать, во что бы то ни стало
Чем больше вы пишете, тем лучше становятся
ваши тексты. Вы оттачиваете стиль, больше вникаете в процесс написания. Даже
когда у вас дефицит идей, просто продолжайте писать, и это может стать началом
гениального произведения.
Не пишите много, пишите чаще.
Если вы хотите делать что-то лучше,
тренируйтесь. Вам понадобится дисциплина, чтобы продолжать писать, когда не
хочется и держаться, когда с вас уже довольно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий